skyh00k


«Хочешь изменить мир - начни с себя»


Previous Entry Share Next Entry
О буддизме
skyh00k

Читая статью Михаила Котофеева о буддийских сектах на Украине и в России, помимо этих самых сект узнал, что буддизм очень разнолик. Что есть разные учения буддизма и есть разные пути достижения цели всех буддистов. Но у всех одно едино. Это цель, к которой они стремятся.

Такая цель - достичь нирваны. Сколько раз это слышал, но что это значит не совсем понятно. Стал искать доступное объяснение и нашел хорошее образное описание представления буддистов о том, что такое жизнь, какая у нее цель по представлению буддистов. Кто такой будда и кто такие бодхисаттвы.

Ниже поделюсь этим фрагментом из работы "Труды по буддизму" русского японоведа и буддолога, исследователя буддийской философии Оттон Оттоновича Розенберга (1888-1919). Вот как он описывает мир буддистов через образ бытия - океана и людей - капель в этом океане:


«Вы помните, что каждая личность есть поток всевозможных составных частей, разных ощущений, чувств и мыслей, желаний, воспоминаний и т.д., которые между собой переплетаются и связываются, в результате чего получается человек, который говорит: вот это "я", это "мое", это "не мое". Вы помните, как потоки, по учению буддизма, не имеют начала и как периодически на одном и том же потоке, на одной и той же ленте вырисовывается то одна, то другая личность – узоры, которые друг друга не помнят, но которые как проявление одного и того же потока нитей ответственны друг перед другом.

Все эти потоки в огромном океане всего бытия – не более как бы мелкие капли; и представьте себе огромный водоворот мутной воды, состоящий из бесчисленных капель, где каждая капля есть поток-личность.

Все капли вместе составляют общую водную массу бытия, которая находится в круговращении; но каждая капля в то же время обособлена от других, каждая в своих собственных пределах стремится к очищению, стремится стать прозрачной и тем самым выделиться из общей массы водоворота, чтобы подплыть к берегу, уйти от движения. Конечная цель будет достигнута, когда во всех каплях муть прояснится, растворится и когда приостановится все движение круговорота – и будет одно бесконечное прозрачное озеро, вечно спокойное.

Отдельные капли очищаются самостоятельно, и бесчисленным из них уже удалось достичь прозрачности, пристать к берегу, найти покой. Выйдя из пучины, они уже пребывают навсегда в просветленном состоянии – они избавились от мути-помрачения и свободны от волнения бытия; это – личности спасенные. До этого момента эти личности, в которых совершилось просветление, но которые еще не пристали к берегу, называются "бодхи-саттвами", буквально – "существами, в коих есть просветление", "бодхи". В таком смысле бодхисаттвами являются все те, кто понял сущность бытия, т.е. в ком произошел перелом и кто вступил на путь, ведущий к спасению, уже вышел из самой пучины и направился к берегу, это те личности, которые в ближайшее перерождение смогут достичь окончательной цели.

Из этих бодхисаттв особенным поклонением у буддистов пользуются те личности, которые, находясь уже накануне самого момента, когда они могли бы вступить в покой, пристать к берегу, по добровольно отказываются от этого и возвращаются в пучину для того, чтобы помочь другим, еще помраченным. Сами бодхисаттвы уже чисты – круговорот уже помутить их не может, и своей чистотой, находясь между другими каплями, они помогают им, поддерживая их. Если бы они пристали к берегу, они были бы спасены, но уже не могли бы принести пользы другим.

Но бодхисаттвы учить и просветлять других не могут – это могут только будды в собственном смысле. Среди бодхисаттв, среди капель чистых, готовых пристать к берегу, имеются сравнительно немногие особенно светлые и лазурные. Они пристают к берегу и находятся в вечном ненарушимом покое. Непричастные уже движению, эти капли, однако, могут как бы отражаться в тех, которые еще находятся в круговороте, а также в тех каплях, которые уже вышли из него, но еще не пристали к берегу, т.е. в бодхисаттвах. Таким образом, каждый будда имеет как бы три формы, или, как говорят буддисты, три "тела". Одно чистое и спокойное, это он как таковой, личность, достигшая цели, приставшая к берегу, другое – это тот вид, который он имеет как отражение в бодхисаттвах, в чистых каплях, еще не приставших к берегу, а третье – тот вид, как он отражается в каплях мутных, еще находящихся в круговороте. Вот это последнее отражение – это то, что люди называют буддой-учителем.

Каждый будда вместе с теми каплями, в которых он отражается, образует как бы одно большое царство – это так называемая "чистая земля" каждого будды. В народном сознании эти чистые земли, из которых главным образом известна страна Амитабхи, принимают вид как бы рая, но не забудьте, что это лишь переходное состояние на пути к нирване.

Будд было бесчисленное множество, но из них только некоторые как бы сохранились в памяти живых существ нынешнего времени; последним из них был тот, которого в его отражениях в людях мы называем учителем Шакьямуни, который для живых существ нашего времени был наставником и путеводителем. Вот, с точки зрения догматов, значение той личности, которую буддист чтит в человеческом виде Гаутамы из рода Шакья.

Только что сказанное, конечно, лишь приблизительно передает один из труднейших вопросов буддийской догматики, но в то же время один из важнейших. И говорить о современном буддизме нельзя, не коснувшись хоть вкратце этого вопроса.»


Дальше Розенберг описывает различные пути достижения нирваны. Он насчитывал четыре пути: 1) познание; 2) практические деяния, аскетизм и т.п.; 3) мистическое созерцание; 4) вера в спасительную силу Будды Амитабхи.

Recent Posts from This Journal


  • 1
сатанею: за нами не угнаться, котелок пухнет

Прошу осудить торговлю детьми на органе в Харькове. Если вам это не по душе, не надо денег, достаточно комментарий, привлечем внимание к проблеме.
http://alternativamira.livejournal.com/133274.html
Перепост будет вообще отлично, привлечем внимание к проблеме!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account